Меню
Документы

Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Московской области информирует о защите прав потребителей в сфере ЖКХ "О распределении полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области жи

Параметры
Номер документа
Тип документаДругие документы
Орган, принявший документПрезидент РФ
Дата последнего изменения
Дата принятия05 декабря 2013
Дата размещения на сайте05 декабря 2013
Текст документа

Федеральные документы национального приоритетного проекта «Доступное и комфортное жилье»

О защите прав потребителей в сфере ЖКХ


О распределении полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений и результатах проверок Управления по Московской области в сентябре 2013 года


    Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области информирует, что 1 августа 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 18 июля 2011 года №242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», которым среди прочего был внесен ряд изменений в положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), касающиеся распределения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений.
    В частности, новой редакции статьи 20 ЖК РФ установлено, что государственным жилищным надзором является исключительно региональный контроль (надзор), общее определение которого приведено в пункте 3 статьи 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного закона (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон №294-ФЗ).
    Статьей 20 ЖК РФ введено понятие «государственный жилищный надзор», предметом которого выступает соблюдение юридическими лицами:
•    требований к созданию и деятельности юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами;
•    правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
•    порядка предоставления коммунальных услуг;
•    требований к осуществлению оценки соответствия жилых домов, многоквартирных домов требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов.
    При этом положениями части 1 статьи 20 ЖК РФ определен предмет регионального государственного жилищного надзора, который осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и включает в себя «предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных жилищным законодательством, в том числе по использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности, законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности».
    Конкретный порядок осуществления органами государственного жилищного надзора регионального государственного жилищного надзора устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации, на которое также возложена функция по координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный жилищный надзор (положения пунктов 16.1 и 16.2 статьи 12 и части 2 статьи 20 ЖК РФ).
    Органом  регионального государственного жилищного надзора на территории Московской области является Главное управление Московской области «Государственная жилищная инспекция».
    Однако, названные полномочия органов государственно власти Российской Федерации в области жилищных отношений, в целом сформулированные в статье 12 ЖК РФ, применительно к государственному контролю (надзору) в указанной сфере не являются исчерпывающими, а предусмотренный статьей 20 ЖК РФ региональный государственный жилищный надзор не исключает соответствующие правомочия федеральных органов государственной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в установленной для них сфере деятельности, имея в виду что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
    Так, согласно соответствующим положениям пункта 17 статьи 12 ЖК РФ в их взаимосвязи с нормами статьи 23 и части 1 статьи 44 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» такой вопрос полномочий органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений как осуществление контроля за соответствием жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации установленным санитарным правилам вполне определенно является предметом федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а не регионального государственного жилищного надзора.
    Кроме того, поскольку граждане как участники жилищных отношений (часть 2 статьи 4 ЖК РФ) применительно к объекту жилищных прав – жилому помещению (статья 15 ЖК РФ) помимо прочего вступают в правоотношения, связанные с приобретением и использованием для потребительских целей соответствующих услуг (пункты 10 11 части 1 статьи 4 ЖК РФ), то обеспечение защиты их прав как потребителей коммунальных услуг и услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда (пункт 5 статьи 2 ЖК РФ), с учетом взаимосвязанных положений статьи 8, пункта 18 статьи 12 ЖК РФ и статьи 40 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» будет и должно осуществляться в рамках федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
    Указанное означает, что полномочия органов государственного жилищного надзора, реализуемые ими в рамках регионального государственного жилищного надзора, имеющего свой самостоятельный предмет проверки (часть 4 статьи 20 ЖК РФ), никак не заменяют и не ограничивают соответствующие полномочия территориальных органов Роспотребнадзора по осуществлению в жилищной сфере федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
    Управление Роспотребнадзора по Московской области в сентябре 2013 года на  территории Московской области проведено 37 проверок (из них: плановых – 2, внеплановых – 35), 15 административных расследований по соблюдению действующего законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в городах Балашиха, Егорьевск, а также в Люберецком, Ногинском, Воскресенском, Чеховском и других районах  Московской области.
    За отчетный период рассмотрено 114 заявлений граждан на нарушения действующего законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
    К административной ответственности привлечено 21 лицо (юридических – 16, должностных – 5), оштрафованных по ст.ст.6.3,6.4,6.5,14.4(ч.1), 14.8(ч.1), 19.5(ч.1) КоАП РФ на общую сумму 251,0 тыс. руб., в отношении 5-ти лиц составлены протоколы об административных правонарушениях по ст.ст.6.3,6.5,19.5(ч.1) КоАП РФ и дела находятся в стадии рассмотрения, в том числе 2 дела передано на рассмотрение в суд по принадлежности, выдано 12 предписаний. Подано  1 исковое заявление в суд в защиту интересов неопределенного круга потребителей.
 
 

Версия для печати

К списку