Меню

ЖКХ (Порядок предоставления услуг ЖКХ)

Управление многоквартирным домом - упорядоченная система мер по согласованному между собственниками помещений в многоквартирном доме владению, пользованию и распоряжению общим имуществом этого дома, направленная на обеспечение:

· благоприятных и безопасных условий проживания граждан;

· благоприятных и безопасных условий пользования нежилыми помещениями, расположенными в многоквартирном доме, собственниками этих помещений;

· надлежащего содержания общего имущества дома;

· предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в доме, и собственникам нежилых помещений дома. 

Жилье - одно из основных благ и потребностей человека. И потому решение жилищных вопросов имеет первостепенное значение и для граждан, и для государства. Все большая часть жилья в настоящее время переходит в частную собственность граждан (приватизация) или становится собственностью граждан в результате строительства.

Новый ЖК РФ - один из основных нормативных актов, регламентирующих реализацию права на жилище.

Объектами жилищных прав являются жилые помещения и нежилые помещения полезного назначения (например, встроенно-пристроенные нежилые помещения первых этажей /офисные, торговые, общественного питания, социального назначения, парковочные места в подземных автостоянках, складские помещения в подвалах и цокольных этажах). Собственники нежилых помещений в МКД в отношении общего имущества дома обладают теми же правами и несут те же обязанности, что и собственники жилых помещений:

· им принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество МКД (п. 1 ст. 36 ЖК РФ);

· обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества МКД (ст. 39 ЖК РФ);

· вправе участвовать в общем собрании собственников помещений в МКД (ст. ст. 44 - 48 ЖК РФ);

· вправе быть членами товарищества собственников жилья, создаваемого для управления МКД (ст. 139 ЖК РФ), и участвовать в управлении самим ТСЖ;

· обязаны участвовать в управлении МКД и в выборе способов управления (ст. ст. 161 - 164 ЖК РФ) и др.

Поэтому собственники нежилых помещений не только обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущество МКД и участвовать в управлении им (домом), но и вправе наравне с проживающими в доме гражданами:

· рассчитывать на обеспечение благоприятных и безопасных условий пользования ими своими нежилыми помещениями;

· получать необходимые коммунальные услуги.

Множественность субъектов права собственности на одно и то же общее имущество МКД предполагает необходимость согласования их воли. Согласование воли собственников помещений в многоквартирном доме (далее - собственники, собственники помещений) осуществляется посредством проведения общего собрания собственников.  

Общее собрание является органом управления многоквартирным домом (ст. 44 ЖК РФ), и оно "решает вопросы, связанные исключительно с осуществлением права собственности" на общее имущество многоквартирного дома, а также решает вопросы управления этим домом. 

Решение общего собрания о выборе способа управления многоквартирным домом:

· принимается большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме (п. 1 ст. 46 ЖК РФ);

· является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, включая тех, которые не принимали участия в голосовании (п. 5 ст. 46 и п. 3 ст. 161 ЖК РФ). 

Управление МКД должно обеспечивать: благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в МКД, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. 

Использованные сокращения:

· ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации

· ЖК РФ - Жилищный кодекс Российской Федерации

· МКД – многоквартирный дом

· ТСЖ - товарищество собственников жилья 

Непосредственное управление собственниками помещений в МКД

Решение общего собрания о непосредственном управлении домом является основанием для заключения собственниками договоров, указанных в п. 1 ст. 164 ЖК РФ. Все или большинство собственников должны будут подписаться под одним договором на стороне заказчика работ и (или) услуг.

Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может принять решение о том, чтобы интересы собственников в отношениях с третьими лицами представлял либо:

·               один из собственников помещений в таком доме (действует без доверенности на основании решения общего собрания собственников);

·               иное лицо, действующее на основании доверенности, выданной ему в письменной форме всеми или большинством собственников помещений в таком доме.

Необходимо отметить, что отсутствие строгого координирующего начала при данном способе управления (общее собрание часто собирать затруднительно) может привести к проблемам с полной оплатой работ (услуг) эксплуатирующих организаций и ресурсов, поставляемых для общего имущества многоквартирного дома.    

ЖК или иной специализированный потребительский кооператив

Управлять многоквартирным домом может жилищный или иной специализированный потребительский кооператив.

Можно выделить следующие виды жилищных и иных специализированных потребительских кооперативов:

·               жилищный кооператив (п. 1 ст. 110 ЖК РФ);

·               жилищно-строительный кооператив (п. 1 ст. 110 ЖК РФ);

·               потребительский кооператив, созданный в порядке, установленном действующим законодательством (ст. 116 ГК РФ), в целях управления многоквартирным домом.

Жилищный кооператив создается по решению его учредителей, принимаемому на общем собрании этих учредителей. Число членов кооператива должно быть не менее пяти и не должно превышать количества жилых помещений в строящемся или приобретаемом кооперативом многоквартирном доме.

Согласно ст. 115 ЖК РФ органами управления жилищного кооператива являются:

·               общее собрание членов жилищного кооператива;

·               конференция, если число участников общего собрания членов жилищного кооператива более пятидесяти и наличие такого органа управления предусмотрено уставом жилищного кооператива;

·               правление жилищного кооператива и председатель правления жилищного кооператива.

Управляет текущей деятельностью жилищного кооператива правление, избираемое общим собранием членов кооператива. Правление выбирает из своего состава председателя кооператива.

После того как все члены жилищного кооператива выплатят паевые взносы и оформят свое право собственности на помещения в многоквартирном доме, сохранение кооператива в существующем виде представляется нецелесообразным.

Основная цель жилищного кооператива достигнута - удовлетворена потребность членов кооператива в жилых и нежилых помещениях, а далее необходимо лишь организованно управлять многоквартирным домом. Следовательно, собственники помещений в многоквартирном доме, управляемом кооперативом, могут принять решение об изменении способа управления домом. Так как члены кооператива "приучены и привыкли" согласовывать свою волю через создание и участие в управлении юридическим лицом, законодатель логично предусмотрел для жилищных кооперативов лишь один способ реорганизации. Согласно ст. 122 ЖК РФ жилищный кооператив по решению общего собрания его членов (конференции) может быть преобразован в товарищество собственников жилья. Тем более, управление многоквартирным домом посредством создания товарищества собственников жилья более подробно регламентировано (большая часть норм имеет императивный характер), что призвано в большей степени защищать интересы собственников помещений в многоквартирном доме и будет способствовать сведению к минимуму количества конфликтов, связанных с управлением. 

Управляющая организация

Собственники помещений в многоквартирном доме вправе избрать такой способ управления этим домом, как управление управляющей организацией (под. 3 п. 2 ст. 161 ЖК РФ), который может комбинироваться с другими способами управления многоквартирным домом. Управляющая организация лишь привлекается к управлению многоквартирным домом (выступает в этом случае как обыкновенный подрядчик), т.к. ТСЖ, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив просто не имеет возможности или не желает самостоятельно осуществлять эксплуатацию, ремонт, обслуживание и содержание общего имущества многоквартирного дома. При этом управление многоквартирным домом, который находится в собственности жилищного кооператива или в товарищества собственников жилья.

Общее собрание собственников помещений для применения указанного способа управления многоквартирным домом должно принять решения об:

·               избрании способа управления управляющей организацией;

·               избрании конкретной управляющей организации;

·               условиях договора управления с этой управляющей организацией. 

Среди собственников помещений в многоквартирном доме должны найтись инициаторы, которые изучат предложения управляющих организаций и выберут, на их взгляд, наиболее оптимальные. Целесообразно предложить общему собранию выбор из нескольких управляющих организаций, т.к. наверняка предложения будут различными по стоимости и составу предлагаемых дополнительных услуг. Управляющая организация - коммерческая организация, оказывающая профессиональные услуги по управлению многоквартирными домами.

Управляющая организация обязана ежегодно в течение первого квартала текущего года представлять собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год.

ТСЖ

В настоящее время в России действует около 5 тыс. товариществ собственников жилья.  Несмотря на то, что цифры эти невелики, необходимо отметить, что ТСЖ является наиболее часто используемым способом управления, который выбирали сами собственники помещений в многоквартирном доме. 

 Статья 135 Жилищного кодекса РФ гласит:
  1. Товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
  2. Устав товарищества собственников жилья принимается на общем собрании, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, большинством голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
  3. Число членов товарищества собственников жилья, создавших товарищество, должно превышать пятьдесят процентов голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
  4. Товарищество собственников жилья создается без ограничения срока деятельности, если иное не предусмотрено уставом товарищества.
  5. Товарищество собственников жилья является юридическим лицом с момента его государственной регистрации. Товарищество собственников жилья имеет печать со своим наименованием, расчетный и иные счета в банке, другие реквизиты.
  6. Товарищество собственников жилья отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Товарищество собственников жилья не отвечает по обязательствам членов товарищества. Члены товарищества собственников жилья не отвечают по обязательствам товарищества.

Другие определения товарищества собственников жилья.

  Товарищество собственников жилья - это объединение жителей дома - собственников жилых и нежилых помещений, для городских квартир членом товарищества должен выступать город (Департамент муниципального жилья и жилищной политики в отношении жилых помещений). Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит также и общее имущество дома (лестничные клетки, чердаки, подвалы, крыши, вестибюли, холлы и др.), которое они обязаны содержать. Товарищества создаются на добровольной основе, на общих собраниях жителей дома (нескольких домов).
  Товарищества собственников жилья это некоммерческие организации. Они могут заниматься предпринимательской деятельностью, а всю полученную прибыль тратить на содержание и обслуживание дома и придомовой территории.
Источник: Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы

Товарищество собственников жилья (ТСЖ) — некоммерческая организация, форма объединения домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в кондоминиуме, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом. (Федеральный закон «О товариществах собственников жилья», статья 1)

Права и обязанности ТСЖ

Товарищества собственников жилья наделены следующими прерогативами, правами и обязанностями:

·               соблюдение товариществом законодательства и требований устава товарищества;

·               контроль за своевременным внесением членами товарищества установленных обязательных платежей и взносов;

·               составление смет доходов и расходов товарищества на соответствующий год и отчетов о финансовой деятельности, предоставление их общему собранию членов ТСЖ для утверждения;

·               управление многоквартирным домом или заключение договоров на управление им;

·               наем работников для обслуживания многоквартирного дома и увольнение их;

·                заключение договоров на обслуживание, эксплуатацию и ремонт общего имущества в многоквартирном доме;

·               ведение списка членов товарищества, делопроизводствa, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;

·               созыв и проведение общего собрания членов товарищества;

·               выполнение иных вытекающих из устава товарищества собственников жилья обязанностей.

ТСЖ вправе:

·               предоставлять в пользование или ограниченное пользование часть общего имущества в многоквартирном доме;

·               надстраивать, перестраивать часть общего имущества в многоквартирном доме;

·               получать в пользование либо получать или приобретать в общую долевую собственность владельцев помещений в много квартирном доме земельные участки для осуществления жилищного строительства, возведения хозяйственных и иных построек и их дальнейшей эксплуатации;

·               осуществлять в соответствии с требованиями законодательства от имени и за счет собственников помещений в многоквартирном доме застройку прилегающих к такому дому выделенных земельных участков; — заключать сделки и совершать иные отвечающие целями задачам товарищества действия;

·               в случае если кто-то из собственников помещений в многоквартирном доме, в котором зарегистрировано ТСЖ, не вносит утвержденные общим собранием взносы, ТСЖ вправе взыскать их в судебном порядке, а также взыскать убытки, связанные с неисполнением обязательств по уплате обязательных платежей и взносов.

Устав ТСЖ

Устав товарищества собственников жилья является учредительным документом ТСЖ, который утверждается на общем собрании большинством голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Целью устава товарищества собственников жилья является регулирование отношений связанных с управлением жилым домом и прилегающей к нему территории. При этом, устав ТСЖ не должен противоречить как федеральному законодательству Российской Федерации, так и региональным, областным законным актам.

Устав товарищества собственников жилья, как правило, содержит общие положения, в которых отражается информация о наименовании ТСЖ, его адрес и другая информация. В дальнейших главах устава закрепляются цели создания товарищества собственников жилья, виды деятельности, права на нежилые помещения, права и обязанности членов ТСЖ, положения регулирующие деятельность правления, председателя, ревизора или ревизионной комиссии ТСЖ, порядок проведения общего собрания, порядок ликвидации товарищества собственников жилья и многие другие положения, регулирующие деятельность ТСЖ.

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать и реализовать один из предложенных законодателем способов управления этим домом (п. 2 ст. 161 ЖК РФ). Данная обязанность для собственников является постоянной, пока существует право собственности на помещение в многоквартирном доме. Вопрос о выборе способа управления домом актуален в настоящее время для подавляющего большинства граждан.

Интересам собственников помещений отвечает самостоятельный выбор и реализация наиболее приемлемого для них способа управления многоквартирным домом. Пассивность в решении этого вопроса приведет к одному - орган местного самоуправления на открытом конкурсе подберет для управления управляющую организацию (п. 4 ст. 161 ЖК РФ), которая, думается, не всегда будет устраивать собственников. Поэтому они должны проявить активность и самостоятельно, путем коллективного обсуждения решить вопрос о выборе способа управления домом.

Непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме Управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом Управление управляющей организацией
Достоинства 1. Самостоятельное решение всех вопросов 1. Выбор организаций, предоставляющих коммунальные услуги, осуществляющих ремонт и содержание дома 1. Профессиональное управление
2. Нет коллективной ответственности, каждый сам отвечает за свои платежи 2. Возможность управления денежными средствами и  контроля за их движением
3. Отсутствуют издержки по поддержанию деятельности самого юридического лица, созданного для управления 3. Возможность снижения затрат, связанных с коммунальными платежами, содержанием и ремонтом дома
4. Контроль выполнения организациями обязанностей по содержанию и ремонту дома
5. Деятельность ТСЖ довольно подробно регламентирована, что способствует сведению к минимуму конфликтов между собственниками.
6. Реализация прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме в органах государственной власти, судах, коммерческих и некоммерческих организациях, общественных объединениях и политических партиях
Недостатки 1. Не решен вопрос о накоплении денежных средств на содержание и ремонт жилого помещения, содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества 1. Расчет за коммунальные услуги идет со всего дома, если часть жильцов задолжала, от электроэнергии, воды и отопления отключают весь дом 1. Расчет за коммунальные услуги идет с управляющей организацией, если есть задолженность, то отключат все дома, которыми управляет эта организация
2. Отсутствие постоянной юридической защиты 2. Необходимость установки общедомовых узлов учета, в противном случае оплата будет производиться по нормативам 2. Необходимость установки общедомовых узлов учета, в противном случае оплата будет производиться по нормативам
3. Целесообразно использовать в малоквартирных домах (до 20 квартир). 3. Дополнительные затраты на управление 3. Дополнительные затраты на управление
4. Рынок данного вида услуг (профессиональное управление МКД) не развит. Отсутствие конкуренции, достаточного количества надежных управляющих компаний не способствует должному обеспечению интересов собственников.Высока вероятность мошенничества и нецелевого использования средств на первом этапе становления
5. Собственники не защищены от недобросовестных  управляющих организаций - отсутствуют гарантии (обеспечение) надлежащего исполнения обязательств управляющей организацией и контроль над финансовой состоятельностью таких организаций.
6. Невозможность влиять на решения, принятые управляющей организацией после заключения договора



В настоящее время это самый животрепещущий вопрос, обсуждаемый на страницах прессы и часто задаваемый гражданами в адрес органов исполнительной власти. Очевидно, что Собственники хотят, чтобы в их доме стало лучше, но боятся, чтобы не получилось "как всегда".

Для начала Собственники должны определиться в главном для них вопросе: чего они хотят в смысле отношения цены за услуги управления, содержания, ремонта общего имущества и качества этих услуг.

Вот три наиболее общих варианта ответа на этот вопрос:

- ничего менять не нужно, пусть и дальше управляет управляющая компания; хоть и качество работ невысокое, но плата за них вполне устраивает, зачем рисковать, выбирая новую организацию, не будем спешить;
- нужно выбрать частную управляющую организацию, которая бы предоставила услуги более высокого качества и естественно за более высокую цену, чем нынешняя. Кстати, на этих же условиях можно попробовать договориться и с ней же;
- следует выбрать небольшую частную фирму, которая бы, не улучшая качество услуг, запросила бы за них меньшие деньги, чем управляющая компания.

Если Собственники выбрали свой вариант ответа, то можно переходить к практическим вопросам, где найти подходящую организацию.

Обычно жители домов, в которых активно действуют жилищные объединения, в среднем чаще дают положительные ответы на вопрос об удовлетворенности качеством предоставляемых услуг, чем жители домов, управляемых управляющих компаний.

Поэтому для начала необходимо осмотреться рядом со своим домом: нет ли подходящего ТСЖ, правление которого согласилось бы за предлагаемую вами цену взять и ваш дом в управление.

Но прежде, чем ходить в правление этого жилищного объединения, зайдите в подъезд, пройдите по лестницам, осмотрите двор, поговорите с жителями дома (желательно опросить не менее десятка человек разного возраста), во что такое управление им обходится, чем они довольны и чем не довольны. Если все увиденное и услышанное в общем вас устроит, заключайте договор с ТСЖ. Дело в том, что некоторые ТСЖ, ЖК и ЖСК не только не уступают ДЕЗам в опыте работы, но и превосходят их, поскольку нередко им приходилось работать в условиях более худших, чем ДЕЗам. Кроме того, ни у одного ДЕЗа нет опыта управления отдельным домом. Они ведь всегда управляли жилищным фондом всего района. А это 300-500 многоквартирных домом. Разница большая. Одно дело, когда каждая сотня рублей на счету, а другое, когда ворочаешь десятками миллионов рублей. 

Если по соседству нет подходящего жилищного объединения, поищите рядом дома, управляемые частными управляющими организациями. Желательно, чтобы эти дома были похожи на ваши, как говорят, "типовые", с близким к вашему дому годом постройки. Опять-таки, для начала соберите "субъективные" данные, поговорив с жителями этих домом и посмотрев все своими глазами. Одним из важных вопросов, который не стоит упускать, является выяснение существующей между жителями дома и управляющей организацией системы информационного взаимодействия. В том числе: как быстро и насколько качественно выполняются заявки граждан, насколько внимательно и вежливо обращаются с гражданами, приходящими на личный прием, какая, где и насколько регулярно размещается информация о своей деятельности и др. Для получения еще более надежных данных зайдите в управу района и узнайте, сколько было жалоб из этих домов за последний год к ним поступила в пересчете на тысячу человек и сравните это число с соответствующими данными по вашему дому. Зайдите в диспетчерскую службу управляющей организации и поинтересуйтесь содержанием книги заявок жителей, сравнив эти записи с аналогичными по вашему дому, но уже в диспетчерской управляющей компании. Для еще большей надежности обратитесь с просьбой в государственные надзорные органы (жилищную инспекцию, административно-техническую инспекцию, санитарно-эпидемиологический надзор и пожарный надзор) о предоставлении информации о фактах нарушения управляющей организацией (как интересуемой вас частной, так и "родной" управляющей компанией) действующих норм и правил эксплуатации жилищного фонда. Опять-таки вас должно интересовать как количество выданных предписаний о выявленных нарушениях, так и содержание этих нарушений, например, за последний год.

Конечно, важным критерием при выборе управляющей организации является стаж ее работы на рынке услуг. Большой стаж обычно предпочтительней, чем небольшой. Однако в последнее время будут активно появляться новые управляющие организации, не имеющие большого стажа работа. Не стоит сразу их исключить из списка претендентов. Поинтересуйтесь, что за специалисты у них работают, где работали раньше, кто учредитель фирмы. Если это бывшие работники ДЕЗов и ГРЭПов (РЭУ), то ясно, что они не новички и имеют опыт работы по эксплуатации домов. Поговорите с ними лично, выясните, почему они ушли из этих организаций и чего бы хотели на новом месте.

При разговоре с представителями управляющей организации о цене услуг управления, содержания и ремонта дома вас должны насторожить как высокие, так и низкие цены по сравнению с теми, что имеете в своем доме сегодня вы. Выясните причину этих цен, поинтересуйтесь из каких расходов складывается калькуляция цены. Задайте вопросы по наиболее значительным цифрам.

Если первые контакты с предварительно выбранной вами управляющей организацией оказались вполне благоприятными, не торопитесь заключать договор управления. Соберите аналогично описанному способу информацию еще о 2-3 организациях, сравните все "за" и "против" и уже тогда выносите проект решения инициативной группы по выбору управляющей организации на общее собрание Собственников.

Если все-таки сомнения в правильности выбора остаются, заключайте договор управления на минимальный срок - год. Если через год поймете, что не ошиблись, увеличивайте срок договора. Если ошиблись - расторгайте договор. 

Существенным недостатком выбора управляющей организации по сравнению с ТСЖ и непосредственным управлением дома Собственниками является то, что деньгами Собственников на нужды управления, содержания и ремонта дома, а также предоставления коммунальных услуг распоряжаются уже не они сами, а другое юридическое лицо и воздействовать на это лицо в смысле целевого и эффективного использования этих средств сложнее. А уж если управляющую организацию выбрали не Собственники, а территориальные органы власти, навязав Собственникам те условия договора управления, которые они посчитали нужными, проводя открытый конкурс по выбору такой управляющей организации, то возможности такого воздействия еще больше уменьшаются.

Наконец, остается открытым вопрос гарантии сохранения управляющей организацией средств, направляемых Собственниками на капитальный ремонт. Не каждый дом может накопить эти средства за 1-5 лет (срок действия договора управления). И вот Собственники решили сменить управляющую организацию, а эти средства находятся на ее счету. Как они будут передаваться другой управляющей организации или ТСЖ, которое решат создать Собственники? Не ясно. Или если управляющая организация разорится, самоликвидируется либо возьмет кредит в банке и исчезнет, где тогда искать деньги? Другое дело с ТСЖ, которое как юридическое лицо может открыть специальный счет на эти цели и ежегодно отчитываться о его состоянии перед Собственниками. Очевидно, гарантий сохранения средств в этом случае больше.

Иногда, сравнивая разные способы управления, говорят о таком минусе ТСЖ и управляющей организации, как возможность отключения в подаче ресурсов в целый дом (вода, тепло, свет, газ и др.) при наличии задолженности по оплате за них у одного из Собственников дома. Такой прогноз делается с учетом того, в этом случае потребителем услуг является не каждый отдельный Собственник, поскольку не он заключает договор на предоставление услуг, а ТСЖ или управляющая организация. А если кто-то свою долю за услуги в ТСЖ и управляющую организацию не заплатил, то они, в свою очередь, не смогут рассчитаться с ресурсоснабжающей организацией и таким образом пострадают все, когда в дом перестанет подаваться тот или иной ресурс. А вот при непосредственном управлении домом каждым Собственником в подобной ситуации пострадает сам неплательщик, отключат ресурс только ему, а остальные такой проблемы даже не заметят.

Действительно, в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" "в жилищном секторе потребителями товаров и услуг…в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов являются в многоквартирных домах товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений". Однако подобные "минусы" ТСЖ и управляющей организации не имеют под собой практической основы, потому что любое юридическое лицо, берущееся за управление многоквартирным домом, всегда имеет определенный резерв средств на подобные ситуации, поскольку даже в развитых странах 5% неплательщиков - это типичная картина. С другой стороны, когда "каждый за себя", а все живут под одной крышей - это как-то не совсем уютно. Для того ТСЖ и создается, в частности, чтобы быть коллективной защитой всех Собственников. Может ли один Собственник договориться с монополистом Мосводоканалом о снижении стоимости тарифа на воду? Вряд ли. А вот товариществам собственников жилья, если они объединяться в городской союз и станут монополистом-заказчиком услуг, это будет вполне даже по плечу.

Стоит ли ограничивать повестку дня первого общего собрания Собственников только вопросом выбора способа управления многоквартирным домом?

Конечно, нет. Все вышеперечисленные (одновременно или некоторые из них) и другие вопросы в принципе могут быть включены в повестку дня, рассмотрены и решены на общем собрании, которое будет обсуждать вопрос и принимать решение по выбору способа управления многоквартирным домом. Все зависит от актуальности этих вопросов для Собственников на конкретный момент и тщательности подготовки общего собрания. Например, если для Собственников остро стоит вопрос о застройке дворовой территории многоквартирного дома сторонней организацией без согласования с Собственниками, было бы неправильно обойти этот вопрос на общем собрании, главной темой которого является выбор способа управления. И как бы ни хотели инициаторы собрания избежать обсуждения такого острого вопроса, он все равно будет поднят участниками собрания. Поэтому следует заранее к нему подготовиться и внести в повестку дня. К тому же наличие острых вопросов, затрагивающих интересы многих Собственников - это хороший повод и важное условие для стимулирования Собственников к участию в собрании, поэтому нужно его максимально использовать.

   Ко всем неожиданностям на собрании необходимо готовиться тщательно и заблаговременно, продумывая сценарий его проведения так, чтобы в любом случае решить главный вопрос повестки дня - выбор способа управления, но и не оставить без внимания и другие острые вопросы.

   Попытка ухода от этих вопросов (особенно в жесткой форме путем оказания давления на желающих высказаться) может стать причиной внутреннего конфликта между Собственниками и привести к срыву подготовки общего собрания и его самого во время проведения. А это крайне нежелательно для будущей совместной работы Собственников. 

   Перечень выносимых на общее собрание вопросов может зависеть от исходной степени организованности Собственников. Например, если Собственники уже организовали товарищество собственников жилья или другое жилищное объединение, которое выбрало правление, имеющее положительный опыт заключения договоров на управление и обслуживание дома и т.д. - это одна ситуация. 

   Наличие определенной степени организованности Собственников позволяет инициаторам собрания легче управлять ими, разъясняя первоочередность тех или иных вопросов, выносимых на общее собрание. 

Могут ли Собственники обсуждать на общем собрании вопросы, которые не были указаны в его повестке дня?

Общее собрание Собственников многоквартирного дома - это особое собрание и не следует его путать с любым собранием жителей дома. Оно отличается от собрания общественности по месту жительства тем, что в нем могут участвовать только Собственники конкретного дома или их официальные представители. Поэтому закон устанавливает строго определенный порядок организации и проведения таких собраний.

   В ч.2, ст.46 ЖК РФ говорится о том, что общее собрание не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку его дня, а также изменять повестку дня. С этим следует согласиться, учитывая, что на общем собрании, как правило, рассматриваются важные и подчас сложные вопросы, которые требуют времени для осмысления, а поспешность в их решении может привести к ошибкам и дополнительным материальным и другим издержкам со стороны Собственников.
Однако ЖК РФ запрещает только принятие решений по не включенным в повестку дня вопросам, но не запрещает обсуждение таких вопросов. Поэтому, учитывая известные трудности созыва общего собрания, инициаторы собрания по завершении его официальной части с заранее объявленной повесткой дня могут закрыть его и устно пригласить присутствующих на собрании Собственников принять участие в обсуждении новых вопрос, оговорив, что решения по ним приниматься не будут. В принципе обсуждать не включенные в повестку дня вопросы можно в любой момент проведения общего собрания, однако делать это нецелесообразно, потому что собрание может не уложиться в оговоренные временные рамки, собрание может потерять свой кворум (правомочее) из-за ухода некоторой части его участников и, соответственно, не сможет рассмотреть и принять решения по оставшимся в повестке дня вопросам. Для обсуждения на собрании различных (непредвиденных) вопросов можно предусмотрительно в повестку дня собрания включить вопрос под названием "Разное". При наличии такого вопроса вряд ли у кого из Собственников возникнут серьезные претензии относительно возможности обсуждения на общем собрании других вопросов не в ущерб основным.

Какой момент времени считать моментом, когда собрание Собственников в полном объеме решило вопрос выбора способа управления многоквартирным домом?

Для ответа на этот вопрос необходимо вернуться к ч. 4 ст. 161 ЖК РФ, где говорится о том, что "Орган местного самоуправления…проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения данного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано". 

   Таким образом, Собственники должны не только выбрать способ управления многоквартирным домов, приняв соответствующее решение на общем собрании, но и реализовать это решение. 

   Поскольку ЖК РФ вступил в действие с 1 марта 2005 года, Собственники должны принять и реализовать принятые решения по управлению домом в течение года, то есть до 1 марта 2006 года. Если Собственники к этому времени свое право не реализуют, тогда за них выбор сделают органы местного самоуправления, проведя процедуру выбора управляющей организации на открытом конкурсе.

Какая информация должна содержаться в письме-уведомлении Собственников в адрес территориальных органов исполнительной власти о произведенном им выборе и реализации способа управления многоквартирным домом ?

Закон об этом также прямо не говорит. Однако из существа разных статей ЖК РФ следует, что в таком письме должны содержаться:

а) сведения об объекте управления (адрес многоквартирного дома, перечень общего имущества Собственников, границы земельного участка);
б) выписка из протокола общего собрания Собственников (или членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или другого потребительского кооператива) с указанием:
- повестки дня;
- общего количества Собственников и распределения долей (голосов) в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме,
- количества голосов Собственников, принявших участие в голосовании по вопросу выбора способа управления и количества голосов, которым данное решение было принято;
в) копия свидетельства о регистрации юридического лица, если в качестве управляющей организации было создано ТСЖ,
г) сведения о договоре управления (дата заключения, номер, стороны по договору и предмет договора) с соответствующим физическим и юридическим лицом, если Собственники для управления многоквартирным домом выбрали стороннюю управляющую организацию или наняли управляющего;
д) информация о заключенных договорах (дата, номер, стороны, предмет) с жилищными обслуживающими и ресурсоснабжающими организациями, поскольку управление предполагает предоставление как жилищных, так и коммунальных услуг;
е) порядок определения цены договора, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, а также порядок внесения этой платы (размер платы за работы и услуги должен быть взят не произвольно, а обоснован);
ж) порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления;
е) перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества, которые будут оплачиваться Собственниками. 

   Такое письмо должно быть подписано инициаторами собрания с указанием их адреса постоянного проживания.

   Если перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества Собственников не соответствует действующим нормам и правилам эксплуатации дома, то у органов местного самоуправления могут возникнуть обоснованные опасения за здоровье и безопасность проживающих. Таким образом, Собственники не могут произвольно решать, что можно делать или не делать в доме для поддержания его в нормальном состоянии. Имеется установленный нормативом перечень этих работ, сроки их выполнения и утвержденные Правительством РФ правила содержания общего имущества. Если эти правила не выполняются, то уполномоченные государственные надзорные органы могут наложить штрафы на управляющую организацию, вне зависимости от ее организационно-правовой формы, в том числе и на Собственников, если они непосредственно выполняют функции управления. И попытка Собственников сэкономить на не проведении предусмотренных нормами и правилами работ, может в лучшем случае обернуться дополнительными тратами, а в худшем - судебным разбирательством (например, если не сбитая вовремя сосулька нанесла гражданину телесные повреждения или произошел взрыв из-за утечки газа в системе газоснабжения дома).

   Таким образом органы местного самоуправления должны получить от Собственников каждого многоквартирного дома ответы на следующие вопросы:

- каким способом  и кем будет управляться многоквартирный дом, расположенный по конкретному адресу;
- что представляет собой общее имущество Собственников (в том числе и земельный участок, оформленный надлежащим образом: его границы, размеры, номер в земельном кадастре);
- что предполагают делать Собственники с общим имуществом дома, чтобы поддерживать его в надлежащем состоянии;
- как рассчитывается стоимость работ и услуг по содержанию и ремонту дома и какова эта стоимость;
- наконец, как будут Собственники контролировать реализацию того, что наметили.

   Причем вся эта информация важна не только для территориальных органов исполнительной власти, Правительства и Мэра Москвы, несущих по закону ответственность за безопасность жилища (статья 1, часть 1 ЖК РФ), но и для самих Собственников помещений, которым по всем этим вопросам предстоит принимать решение на общем собрании, в том числе проводимом и в форме заочного голосования. В первую же очередь она важна инициаторам проведения собрания. Если на какой-либо вопрос из выше оговоренного перечня Собственники в своем письме-уведомлении в органы местного самоуправления не смогут ответить, органы исполнительной власти имеют полное право считать вопрос выбора способа управления в конкретном доме до конца не решенным и не реализованным. И, соответственно, будут иметь право сами выбирать для данного дома управляющую организацию.

Закон не запрещает собственникам помещений помимо основной функции по управлению общим имуществом Собственников самим выполнять некоторые работы, например, по содержанию и ремонту дома. При этом  Собственники часть этих работ могут выполнять самостоятельно, например, делать влажную уборку лестничных площадок и маршей, проводить уборку, озеленение и благоустройство придомовой территории, а могут создать собственную обслуживающую организацию, наняв для работы в ней соответствующих специалистов как из собственной среды, так и сторонних. 

   Так, нередки случаи, когда созданные в домах товарищества собственников жилья или жилищные либо жилищно-строительные кооперативы создают у себя в доме жилищную обслуживающую организацию, в которой могут быть электрик, сантехник, дворники, уборщицы и другие рабочие и инженеры. Распространенным явлением в многоквартирных домах является использование специалистов, совмещающих нескольких функций как по управлению домом (например, управляющий - он же экономист и бухгалтер), так и по содержанию и ремонту общего имущества (или, что бывает чаще, один специалист, выполняющий несколько видов работ по совместительству: например, сантехник одновременно является и электриком). Такое совмещение профессий происходит в целях экономии финансовых средств и улучшения организации работы конкретных специалистов (лучше не бегать из дома в дом, выполняя функции электрика, а вместе с этой функцией выполнять и другие, но в одном доме). Собственникам нескольких рядом стоящих домов можно скоординировать свои действия и нанимать для выполнения однотипных работ одних и тех же специалистов. 

Отвечая на этот вопрос, стоит особо остановиться на таком вопросе, как реконструкция и капитальный ремонт здания путем надстройки здания на 2-3 этажа или сооружение мансардного этажа. Этот вопрос актуален для большинства Собственников в домах сложившейся надстройки, где капитальный ремонт не производился более 20 лет. Надеяться на финансирование работ по капитальному ремонту со стороны органов исполнительной власти можно, однако на эти цели в бюджетах пока выделяется ограниченное количество средств (и не ясен порядок их получения) и, возможно такой "подарок" придется ждать достаточно долго, а домов нуждающихся в таком ремонте много.

   Вместе с тем, например в Москве, имеется достаточно обширный опыт, когда капитальный ремонт нескольких сотен домов органам исполнительной власти города удалось провести на основе инвестиционных контрактов с физическими или юридическими лицами на строительство мансард. При этом после выполнения обязательств по контракту инвестор строительства получал в собственность мансарду, а город в качестве своей доли - капитальный ремонт здания. Теперь по аналогичной схеме эту долю могут получать сами Собственники. А если контракт будет предусматривать, скажем, надстройку, например, двух этажей, в том числе одного мансардного, то кроме капитального ремонта Собственники (выступая заказчиками строительства) могут дополнительно получить и часть жилых помещений высокого качества для сдачи в коммерческий найм и часть нежилых (путем отселения жителей ряда квартир первого этажа в надстраиваемую часть здания) для сдачи в аренду. 

   Это позволяет:

 - восстановить жилищный фонд;
 - получить дополнительные жилые и нежилые площади;
 - повысить безопасность и улучшить условия проживания граждан;
 - улучшить технические характеристики и архитектурный облик здания;
 - уменьшить расходы Собственников по содержанию и текущему ремонту общего имущества;
 - повысить оценочную стоимость жилья;
 - уменьшить бремя Собственников по несению расходов, связанных с проведением капитального ремонта общего имущества.

   И все это Собственники могут получить без использования личных средств, а исключительно благодаря разумному использования своего права по распоряжению общим имуществом дома, в том числе: чердака, крыши, внутридомовых коммуникаций, земельного участка, на котором необходимо будет временно на период строительства (то есть на 1-2 года) разместить склад стройматериалов, рабочие бытовки и технику. Инвестору такой контракт также выгоден, потому что он получает возможность получить в собственность по себестоимости жилые помещения для коммерческой продажи практически в любом районе города, не вступая при этом в конфликт с жителями домов, которые становятся в этом случае не противоборствующей, а материально заинтересованной стороной. За счет строительства мансарды можно заменить или отремонтировать старые лифты, вместо расставленных тут и там разномастных "ракушек" и стареньких железных гаражей построить компактные капитальные гаражи и многое другое. Жилой дом - это жилищный капитал. И он не должен таять из-за бездействия Собственников, а, наоборот, должен приращиваться при рациональном его использовании.